Право на правду

image_pdfimage_print
У производителей молокопродуктов не впервые возникают вопросы к точности методов, используемыхгосведомствамидля выявления фальсификата. Поспешность публикаций результатов исследований не раз сопровождалась техническими ошибками, однако не каждому предприятию удается добитьсяопроверженияилиизвиненийот надзорных органов. Большинству приходится доказывать свою невиновность в суде, несмотря на то, чтоинформация о том, что тот или иной завод уличен в производстве фальсификата достаточно быстро распространяется в СМИ.Стоит отметить, что несмотря на встречающиеся ошибки, большинство производителей, попавших вчерные списки Роспотребнадзора, не единожды обвинялись в производстве фальсифицированной молокопродукции.

Аналитики Счетной Палаты РФ предупреждают, что в нашей стране «потребительский спрос, ориентированный в последние годы на высококачественную продукцию, не может быть удовлетворен за счет потребления российских аналогов с пониженными потребительскими характеристиками».К этому добавляется и тот факт, что потребитель не знает чему верить, и зачастую приходит к выводу, что верить нельзя никому, отмечает один из участников рынка. На фоне снижения реальной заработной платы, это еще больше усугубляет снижение спроса на полке. По данным IDF,потребление молока в РФ в 2014 году составило 155 кг на душу населения. Как уже сообщалось, по прогнозам аналитиков потребление молока в РФ в 2015 году может сократиться до 140 кг.В конце лета 2015 года, по словам самих переработчиков, падение продаж у отдельных предприятий в регионах достигло 50%.Между тем, на полке продукции меньше не становится, что заставляет задумываться о росте фальсификата.«В первую очередь, производство фальсификата выгодно государству», — говорит один из опрошенных The DairyNews игроков рынка. – «В таком случае, основная масса населения думает, что у нас все хорошо. Производителям выгодно и ритейлу. Последние являются основным инициатором появления фальсификата. Выгодно почти всем, кроме потребителя», — заключает он. По словам участников рынка,  кампания по борьбе с фальсификатом сказывается в первую очередь на тех предприятиях, что производят качественную продукцию. Не редки случаи, когда подделка на полке может стоит дороже продукта из молока.«Необходимо четко различать понятия «фальсифицированный продукт» (с измененным составом и выдаваемый за натуральный) и продукт, содержащий немолочные жиры, сведения о которых указаны на этикетке», — подчеркивает Елена Топникова, к.т.н., замдиректора по научной работе ФГБНУ «ВНИИМС». – «В первом случае капания по борьбе с фальсификатом очень полезна, т.к. дисциплинирует производителей. Одновременно это положительно влияет и на торговые сети, т.к. фальсификация может происходить и с их участием. Во втором случае – легитимный продукт не является фальсификатом. Задача производителя и торговли не спекулировать на его стоимости и правильно его позиционировать, находя его положительные стороны для определенных категорий потребителей», — резюмирует эксперт. По оценкам института, доля фальсификата в молочной продукции РФ составляет порядка 25-30 %. По разным группам молочных продуктов она существенно различается.

Елена Топникова отмечает, «единожды обманутый человек часто теряет доверие к продукту или его производителю навсегда, что, безусловно, сказывается на падении потребления. Более правильным в современных условиях нужно считать законное право каждого потребителя на осознанный выбор продукта, достоверная и полная информация о котором присутствует на его этикетке».

«Как и любая кампания по качеству продукции, она (борьба с фальсификатом – ред.) конечно же снижает потребление. Люди начинают «дуть на воду», и покупают меньше как хороших, так и плохих продуктов. Сама кампания не несет в себе образовательный характер, желание разобраться в сути вопроса и объяснить покупателю, что он все-таки потребляет. Больше она нацелена на лабирование определенных экономических групп. Больше вопрос запутан тем, что эти экономические группы не всегда представляют, в чем состоит их экономический интерес, и нужна ли им какая-то конкретная борьба. В результате из всей борьбы получилась полная каша с весьма нелицеприятными проявлениями, когда в адрес продуктов, таких, как пальмовое масло, льются необоснованные обвинения в их «якобы» вреде для потребителя. Этот суп из количества неправды формирует фон борьбы с фальсификатом. По большому счету лозунг правильный: «Давайте маркировать продукцию по закону! Давайте предоставлять потребителю правильную информацию!», — комментирует Александр Никтин, председатель правления ГК «Аланталь».

По словам одного из участников рынка, зачастую, в борьбе с фальсификатом, госорганы не берут в расчет вероятность подделки под известный бренд.С такими случаями часто сталкиваются производители сыров из Башкортостана и Татарстана.«Доказывать потом, что ты не верблюд – очень трудно», — отмечает один из игроков молочной отрасли.

По мнению опрошенных участников рынка, рост показателей отрасли — это результат в первую очередь жесткой политики властей, пресекающейимпорт запрещенного продовольствия и направленной на борьбу с фальсификатом. Если власти продолжат в том же ключе, налагая ответственность не только на производителей, но и на реализаторов и распространителей подделок, рынок стабилизируется. В любом случае, выбор должен делать потребитель, а для этого необходимо обеспечить гарантию донесения до него точной и правдивой информации о качестве продукта.

Подробнее читайте на © DairyNews.ru